Музыкальная викторина для 1 класса
Музыкальная викторина (урок Музыки 1 класс)
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
Урок музыки в 1 классе
Музыкальная викторина «До, ми, соль»
Цель: п робуждать у детей желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока.
Задачи: способствовать расширению кругозора; развивать детский голос, стремления петь в коллективе; прививать музыкальный вкус, интерес и любовь к музыке и музыкальным занятиям.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, учебно-методический комплект “Музыка” для 1 класса, портреты композиторов, музыкальные инструменты, таблицы, нотки-медальки.
Дети под музыку входят в кабинет музыки.
Учитель здоровается с детьми.
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок музыки. Это будет музыкальная викторина. Урок-игра.
Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на уроках музыки. А начнем с того, что такое музыка.
М узыка — это способ отражения окружающей реальности и переживаемых чувств посредством звуков, их соединений и комбинаций…
Музыку не изучают по книжкам. Она вокруг нас, надо только уметь её слышать…
Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.
— Что является основными элементами и выразительными средствами музыки? (мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр). Музыка может влиять на настроение. Она частично, а иногда полностью передаёт настроение исполнителя.
— А с помощью чего ее можно записать музыку? ( с помощью нот)
— Давайте с помощью стихотворения вспомним, что такое нотная азбука. Послушайте.
Здравствуй, добрый нотный дом!
— Кто живет здесь?
— Мы живем! —
Дружно ноты говорят,
Собираясь в звукоряд.
В дом нам хочется войти,
Но преграда на пути:
На двери висит замок,
Кто б его открыть помог?
Есть волшебник и у нас,
Ласковый, как солнца луч,
Открывает дверь сейчас
Фантазер — скрипичный ключ.
Я — нота «До», я в пальто фиолетовом,
«До-до-до», — напеваю приветливо.
Нота «Ре» Во дворе
краской синей «Ре-ре-ре», — написала красиво.
Нота «Ми», «Ми-ми-ми» —
Мы с тобой. У тебя платья цвет голубой.
Нота «Фа» как зеленая фея,
«Фа-фа-фа», — повторяем скорее.
Нота «Соль» — это солнечный зайчик,
«Соль-соль-соль», желтый как одуванчик.
«Ля-ля-ля» — цвет оранжевый, спелый:
Нота «Ля» апельсинов наелась.
«Си» — волшебного красного цвета,
«Си-си-си», словно мак из букета.
Ах, какой чудесный дом,
Сколько ярких красок в нем!
Если их передружить,
Можно радугу сложить.
Вместе с нотами потом
Мы о радуге споем,
Будут радовать ребят
Краскоряд и звукоряд.
Расскажи-ка папе с мамой,
Повторить их попроси:
Звукоряд зовется гаммой —
До-ре-ми-фа-соль-ля-си.
Будем звуки собирать,
Будем в радугу играть!
Учитель: Сегодня, ребята, у нас урок-игра. Будьте активными, покажите свои знания. Мы начинаем.
Конкурс 1. «Ноты потерялись»
Семь сестренок очень дружных,
Каждой песне очень нужных.
Музыку не сочинишь,
Если их не пригласишь. (Ноты)
Пять линеек — дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки. («нотный стан»)
Учитель: Для участия в этом конкурсе вам нужно вспомнить названия нот, составляющих всем известную гамму. (До. ре. ми, фа. соль, ля. Си). А еще вам придется вспомнить названия животных и растений, потому что именно там потерялись наши ноты!
1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре». (чеРепаха)
2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (ФаСоль)
3. Назовите птицу, название которой начинается с ноты «си». (Синица)
4. Назовите растение, название которого начинается с ноты «си». (Сирень)
5. Назовите птицу, в названии которой есть нота «до». (уДод)
6. Назовите растение, в названии которого есть нота «до». (поДорожник)
7. Какое растение начинается с ноты «ми»? (Мимоза)
8. В названии какой птицы нотка «ля» поселилась в конце? (цапЛя)
Конкурс 2. «Угадай песню»
Учитель: Вы должны узнать песню по описанию и назвать из какого она мультфильма.
1. Песня о школьных занятиях. («Чему учат в школе»)
2. Песня об одинокой красавице в поле. («Во поле березка стояла»)
3. Песня о кусочке земли, на котором растут бананы и кокосы, и очень весело проводится время. («Чунга-Чанга»)
4. Песня о маленьком насекомом. («В траве сидел кузнечик»)
5. Песня о том, что этот день лишь раз в году. («Пусть бегут неуклюже»… «День Рождения»)
6. Песня о животном, которое искало маму. «Песенка мамонтенка»
7. Песня о мальчике, которого звали работать, копать картошку. («Антошка»)
8. Песня о двух веселых птицах («Два веселых гуся»)
Конкурс 3. «Угадай мелодию»
Учитель. Сейчас прозвучат мелодии из песен. Ваша задача — узнать песню, подхватить ее и пропеть один куплет.
1. «Облака» (муз. В. Шаинского)
2. «Песенка Леопольда» (муз. Б.Савельев);
3. «Золотая свадьба» (муз. Р. Паулса);
4. «Песенка Умки» (муз. Е. Крылатова).
Конкурс 4. «Найди «лишнее» слово»
Учитель . На доске висят изображения музыкальных предметов. Вам нужно выбрать в каждом ряду лишний предмет.
1. Скрипка, труба, гитара, балалайка. (Труба)
2. Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши. (Струны, так как остальные предметы сделаны из дерева)
3. Труба, флейта, баян, саксофон (Баян)
Конкурс 5. «Узнай музыкальный инструмент»
Учитель. Я буду загадывать загадки о музыкальных инструментах, а вы должны отгадать.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем. (Гитарой)
У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш. (Рояль)
Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком. (Аккордеон)
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? (Балалайка)
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь, как зовут ее? (Гармонь)
Я стою на трех ногах,
Ноги в черных сапогах.
Зубы белые, педаль.
Как зовут меня? . (Рояль)
Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется. (Свирель или дудочка)
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути,
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый. (Барабан)
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны,
Мотив журчит из далека, поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив, его играет. (Скрипка)
Конкурс 6. «Музыка и люди»
Учитель : А эти загадки о тех, без кого мы не услышим музыку.
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет? (Композитор)
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он. (исполнитель)
Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, . (слушатель)
Я на сцену в полумраке
Выйду в элегантном фраке.
Тонкой палочкой взмахну —
Скрипочки зальются,
Всколыхнет арфист струну,
Трубы отзовутся.
Как оркестр играет славно!
Ну а я в нем — самый главный! (Дирижер)
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш. (Хор)
Учитель: Вы, ребята — молодцы, отлично справились с заданиями. И получаете на память о нашем уроке нотки-медальки. Кому понравился наш урок — улыбнитесь.
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
«В стране скрипичного ключа» (музыкальная викторина для 1-2классов ) Цель: закрепление знаний о музыке, полученных раньше; развитие творческих способностей и умения слушать музыку; привитие любви к музыке, к миру прекрасного; проявление внимания, находчивости и уважения к товарищам. Оборудование: полосы с названиями конкурсов; «ромашка» с заданиями; стенды с изображением звукоряда и музыкальных инструментов; музыкальное оформление. Ход викторины учитель:- Сегодня, ребята, мы побываем в необычной стране-«Стране скрипичного ключа». Кто знает, что такое «скрипичный ключ»? ( это специальный значок в начале нотной строки слева).Живут в этой стране добрые и весёлые люди. Они умеют сочинять такие замечательные песни, что слава о них идёт по всему миру. В этой стране не бывает ссор и драк, а любимое блюдо людей — фасоль. Они берут «фа», добавляют «соль», и получается «фасоль» — отличное лакомство. -А вы знаете, как появляются хорошие песни? Я раскрою вам 3 секрета: 1) хорошую музыку может сочинить только добрый и хороший человек; 2) хорошую песню надо сразу подарить друзьям и знакомым; 3) хорошую песню нужно записать, чтобы не забыть. -Для того чтобы узнать как записывается песня, отгадайте загадку: Пять ступенек — лесенка, На ступеньках — песенка. (ноты) -Давайте послушаем, какие же это ноты и где они живут? • Есть у каждой ноты дом. Где живёшь ты, нота «до»? -Здесь на маленькой скамейке. На добавочной линейке. • Нота «ре», где ты живёшь? Где ты песенки поёшь? Внизу, под 1 линейкой, Я прячу песенку свою, А если надо, то пою. • Смотри, запомни и пойми,- Пропела тихо нота «ми»,- Мне высоко не надо лезть, Мне хорошо на 1, здесь. • Между 1 и 2 «Фа» глядит в окошко, Между 1 и 2 Тесно ей немножко. • На 2 линейке «соль» С нотой «фа» встречаются. Если скажешь «фа» и «соль» , Получается «фасоль» — слово получается. • -А вы меня заметили ? – Спросила нота «ля».- Между 2 и 3 пою я песни детям: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля!» • На линейке 3 «си», На самой серединке, Поёт, когда ни попроси, Так звонко, без запинки. учитель: — Под 4 , выше 3 Ноту «до» опять мы встретим. «До» и «до» — октава, ребятам нашим забава. (каждый ребёнок вешает свою нотку на нотоносец на доске) учитель: — Итак, про ноты вспомнили. А что ещё мы встретим в этой стране вы сейчас узнаете, заодно и проверите свои знания и умения. Это будет не просто путешествие, а соревнование. Я объявляю начало нашей музык. викторины. (звучат фанфары) Принимать участие в викторине будут 2 команды: «Колокольчики», девиз: «Мы, как колокольчики, песенкой звеним. В музыкальной викторине непременно победим». «Весёлые нотки», девиз: «Нотки мы весёлые, всех звонче, веселей, в клуб задорных музыкантов приглашаем всех друзей». учитель:- А судить наши конкурсы будет уважаемое жюри в составе: __________________________________________________________________ учитель:- Мы все любим слушать музыку. Услышав любимую мелодию , мы улыбаемся ей как хорошему другу. Я думаю, что вы знаете многие музыкальные инструменты, благодаря которым мы и слышим музыку. Сейчас я буду загадывать загадки о музыкальных инструментах. За каждый правильный ответ команда получает нотку-бал. -Итак, 1 конкурс «Музыкальные загадки» для «Колокольчиков». Ящик на коленях пляшет- То поёт, то горько плачет. (гармонь) Я стою на 3 ногах, Ноги в чёрных сапогах, Зубы чёрные, педаль. Называюсь я …(рояль). Он огромный , словно шкаф, Он стоит не на ногах, Он имеет мощный бас, Это важный …(контрабас). Молодёжь из разных стран Лихо пляшет под …(баян). Приложил к губам я трубку, Полилась по лесу трель; Инструмент тот очень хрупкий Называется …(свирель). От гармони он родился, С пианино подружился. Он и на баян похож. Как его ты назовёшь? (аккордеон). |
-Загадки для «Весёлых ноток»:
1) Сверху кожа, снизу кожа,
На весь дом он голосит. (барабан)
2) Хороводом мы пойдём,
Песню громче запоём.
Забренчит нам , угадай-ка,
Веселушка …(балалайка).
3) Есть у нас весёлый друг,
Очень любит звонкий стук.
Тут вопрос совсем не труден,
Знают все, что это …(бубен).
4) Играть умеет «форте» и «пиано»,
Поэтому назвали …( фортепиано).
— Ребята, кто знает, что означают слова «форте» и «пиано»?(громко,тихо)
5) В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт, заливается,
Как она называется? (скрипка).
6) Шести- и семиструнная,
Легка и хороша,
Всегда необходимая
В походе у костра. (гитара).
(на стенде показать названные инструменты)
(подведение итогов)
учитель:- Мы вспомнили названия всех нот. Давайте повторим их вместе: до,ре,ми,фа,соль,ля,си. Сейчас вы должны придумать и записать слова, первый слог которых — это наши ноты. Например, до-дом,ре- река и т.д. Победит та команда, которая напишет больше слов.
-Итак, 2 конкурс «Ох, уж эти нотки!»
(подведение итогов)
учитель:- Следующий 3 конкурс «Угадай мелодию». Ваша задача угадать предложенные мелодии.
(подведение итогов)
учитель:- Молодцы, все песни знаете. А сейчас 4 конкурс «Музыкальная ромашка». На доске вы видите «ромашку» , на лепестках которой написаны вопросы. По очереди участники отвечают на вопросы, получая нотку-бал.
(подведение итогов)
Задания на лепестках:
1. Какую ноту кладут в суп? (соль)
2. Какой ключ не бьёт из-под земли и ничего не открывает? (скрипичный)
3. Семь ребят на лесенке заиграли песенку. (ноты)
4. Кто пишет музыкальные произведения? (композитор)
5. Без языка живёт, не ест и не пьёт, а говорит и поёт. (радио)
6. Какое сочетание нот выращивает огород? (фасоль)
7. 2 ноты , 2 буквы, всё вместе игра, в которую любит играть детвора. (до-ми-но)
8. Какие 3 кита существуют в музыке? (марш, танец, песня)
9. У каких инструментов есть струны? (скрипка, арфа, контрабас, виолончель)
10. У каких инструментов есть клавиши? (пианино, аккордеон)
(подведение итогов)
учитель: — Я думаю, вы все любите петь и знаете множество песен. Сейчас по очереди каждой команде буду говорить начальные слова песен, а вы должны будете их продолжить.
Следующий 5 конкурс «Я начну, а ты продолжи» для «Колокольчиков»:
«Пусть всегда будет солнце…»
«2*2, четыре…»
«Дружба крепкая…»
«Остыли реки…»
«Ложкой снег мешая…»
«В лесу родилась…»
«Антошка…»
«Ничего на свете…»
«Расскажи, Снегурочка…»
«Во поле…»
-И песни для «Весёлых ноток»:
«Маленькой ёлочке…»
«Пусть бегут…»
«Спят усталые…»
«Выглянуло солнышко…»
«В траве сидел…»
«Я был когда-то…»
«По синему морю…»
«Что мне снег…»
«Я на солнышке…»
«Чунга-чанга…»
(подведение итогов)