Grillage55.ru

Праздничное настроение
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сценарий открытия недели русского языка

Сценарий открытия недели русского языка

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Сценарий открытия недели русского языка.

В1. Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником открытия недели русского языка и литературы в нашей школе.

В2 О роли и значении русского языка говорить не приходится. Судите сами: русский язык в многонациональном государстве – России является вторым языком для каждой национальности, средством межнационального общения в мире. Он играет огромную роль в учебе, труде всей многообразной жизни нашей страны и планеты.

В1. Еще М.В. Ломоносов отмечал, что в русском языке соединились «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатая и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языков. »

В2. И это действительно так. Ни один язык земного шара не награждался столькими эпитетами: великолепный, живой, крепкий, нежный, богатый, сильный, выразительный, краткий, мудрый, правдивый, свободный, могучий, гордый, великий.

В1. На русском языке создавали свои бессмертные произведения такие гиганты мысли, классики литературы как Пушкин и Лермонтов, Белинский и Гоголь, Островский и Некрасов, Тургенев и Гончаров, Салтыков-Щедрин и Толстой, Достоевский и Чехов, Бунин и Куприн.

Русский язык является одним из четырех официальных языков ООН.

Если вы хотите знать:

Как появилось русская азбука;

Можно ли сломать язык;

Что такое баклуши и можно ли их бить;

Сколько слов в русском языке;

Почему чучело — гороховое, барышня — кисейная, а друг – закадычный;

Происходит ли слово врач от слова врать

И еще множество ответов на вопросы:

Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?

И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,

Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!

Уч. Много слов на земле. Есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова– словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

“ Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный Русский язык!

Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”

Уч.4 Чтец. (Чтение стихотворения.)

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём,
Навеки!

1 Вед. А теперь мы вам представим сценки, как не стоит говорить по-русски

Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Синицын, видно, с какой-то новостью.

— Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!

Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.

— Ну, такое там было, ну воще! – начал Синицын, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу…

Синицын расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.

Приемчик всем понравился.

Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Синицын, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.

— Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: — Да, Синицын, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется.
Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:

— Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта… Жанна д` Арк!

Учитель обвёл взглядом класс:

— А теперь, Синицын, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?

Синицын утёр пот со лба и сказал:

-Я не знал, что она такая крутая!

2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.

А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:

Хотел взять слово.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать,

Но решил помолчать

И не сказал ни слова.

Так и не взяв слова.

Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!

— Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?

— Ну я же говорю – нормально.

— Странно ты говоришь.

-Ты считаешь – нормально?

2 вед. А теперь игра слов

— Это слишком длинное слово, я не успела сообразить, прежде чем поймать мяч!

— Какое же оно длинное? Вот, если бы я сказала рентгеноэлектрокардиографический , тогда другое дело.

— Ух ты, я это даже выговорить не смогу. Это, наверное, самое длинное слово в русском языке.

— Нет, самое длинное – другое, оно даже занесено в Книгу рекордов Гиннеса. П ревысокомногорассмотрительствующий!

— (с хитрой улыбкой) А я знаю слово намного длиннее!

— Длиннее не бывает.

— Бывает. Я бы даже сказала, оно бесконечное.

— И что же это за слово?

— Прабабушка. Если я захочу сказать о своем самом дальнем предке, то могу хоть миллион раз произнести приставку –пра.

— (с улыбкой) ты хитрая.

«Великое русское слово»

Вед : Могуч и прекрасен русский язык. Он отличается благозвучностью и мелодичностью, мягкостью тонов и богатой ритмикой .Можно привести множество доказательств того, что нам дан в наследство самый богатый, меткий, красивый язык. Но мы не всегда ценим это богатство, иной раз небрежны в употреблении слов, засоряем речь ненужными выражениями. Послушайте, что о нем говорили выдающиеся русские писатели.

( Дети показывают портреты русских писателей и говорят их слова).

1) Александр Сергеевич Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам» Ему свойственна

«величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

2) «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

3) Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками»

Учитель: Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, то есть саму жизнь. Поэтому давайте изучать русский язык, чтобы не быть безграмотными, как герои сценок:

— какой хайп я словил, сюда пришёл! Респект Вам и уважуха (манерно кланяется, затем обращается ) Какой няшный у вас наряд. ) А я че? Я ниче. Мой дружбан тоже так говорит, а он понтовый чел.

Читать еще:  Сценарий на день рождения девочке 4 годика

Сейчас молодёжь любит вставлять в речь иностранные слова, использовать жаргонизмы, варваризмы, молодежный сленг

Но знаешь …., русский язык очень трудный, много правил, исключений… Мне вот вспомнился один анекдот про русский язык:
Идет урок русского языка в грузинской школе. Учитель говорит детям (с грузинским акцентом):

«Дети, возьмите тетради и запишите: в русском языке слова «ушель», «пришель»и «нашель» пишутся без мягкого знака на конце. А слова «сол» и «фасол» — с мягким знаком. Обязательно запишите, дети, потому что запомнить это невозможно!

В 2: -Да, ребята, в умелых руках русский язык творит чудеса. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

В1Сценка «На уроках русского языка»

(действующие лица: учитель, ученики)

Учитель: Послушаем, как вы выучили домашнее задание. Кто пойдёт отвечать первым, тот получит на балл выше.

Ученик Иванов (тянет руку и кричит): Марь Иванна, я буду первым, ставьте мне сразу три!

Учитель: Твоё сочинение о собаке, Петров, слово в слово похоже на сочинение Иванова!

Ученик Петров: Марь Иванна, так мы же с Ивановым живём в одном дворе, а там у нас одна собака на всех!

Учитель: У тебя, Сидоров, замечательное сочинение, но почему оно не закончено?

Ученик Сидоров: А потому что папу срочно вызвали на работу!

Учитель: Кошкин, признайся, кто тебе написал сочинение?

Ученик Кошкин: Не знаю. Я рано лёг спать.

Учитель: Какого рода слово «яйцо», Синичкин?

Ученик Синичкин: Никакого.

Учитель: Почему же ?

Ученик Синичкин: Потому что неизвестно, кто из него вылупится: петух или курица.

Учитель: Петушков, определи род слов: «стул», «стол», «носок», «чулок».

Ученик Петушков: «Стол», «стул» и «носок» — мужского рода, а «чулок» — женского.

Ученик Петушков: Потому что чулки носят только женщины!

Учитель: Мешков, какой частью речи является слово «суховатый»?

Ученик Мешков, встав, долго молчит.

Учитель: Ну, подумай, Мешков, на какой вопрос отвечает это слово?

Ученик Мешков: Каковатый? Суховатый!

Учитель: Сидоров, почему ты ешь яблоки на уроке?

Ученик Сидоров: Жаль терять время на переменке!

Учитель: Прекрати сейчас же! Кстати, почему тебя вчера не было в школе?

Ученик Сидоров: Мой старший брат заболел.

Учитель: А ты-то при чём?

Ученик Сидоров: А я катался на его велике!

Учитель: Сидоров! Моё терпение лопнуло! Завтра без отца в школу не приходи!

Ученик Сидоров: А послезавтра?

Учитель: Сушкина, придумай предложение с обращением.

Ученица Сушкина: Марь Иванна, звонок!

Вед.2: Чтобы хорошо овладеть русской речью, нужно больше читать произведений таких мастеров слова, как И. А. Крылов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев . Чтение повышает грамотность, а, как говорит народная пословица, «Грамота – к мудрости ступенька».

Ребята, давайте учить русский язык.

Стихотворение Сабир Абдулла. Выучи русский язык!».

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово — свободы зарница,
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово —
Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаенный мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!

В 2: Любите и берегите наш русский язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

Учите русский — годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда — в нём самом

сценарий открытия недели руского

Цель: воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках,

так и во внеурочное время

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,

слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация,

Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;

карточки для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл.

карточки со знаками препинания;

грамматические билеты, на которых написаны ответы для

интеллектуальной игры для 3-4 классов;

медальки «Знатоку русского языка»;

заготовки для чистописания по классам;

буквы для коллажа;

Примечание: каждому входящему ученику 3-4 кл. выдаётся грамматический билет. На нём написаны ответы для интеллектуальной игры, которая будет проходить в конце мероприятия).

— Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня

собрались здесь в зале.

( уч-ся читают на передней части стенки запись)

«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе».

— Правильно. С сегодняшнего дня у нас в гимназии будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка.

— Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

— Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.

— В 1 части мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.

— А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.

Чтец 1 (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Чтец 2 (читает стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы):

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою порой.

Люблю язык я русский,

Он нужен мне, как небо,

На нем живые, трепетные чувства

И мир открылся в них.

Я поняла на русском слово «счастье»,

Большое счастье жить в большой стране,

С ним не боюсь я горя и ненастья,

С ним не сгорю я ни в каком огне.

Текут две речки в сердце, не мелея,

Становятся единою рекой.

Забыв родной язык — я онемею.

Утратив русский, — стану я глухой.

— Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

— В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

— В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он :

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. ».

— Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.

Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».

— Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.

(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация.)

Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.

Читать еще:  Золотая свадьба сценарий на татарском языке

Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)

Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?

Королева. (Поправляет корону)

Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?

Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь — жив будешь, неправильно — умрешь.

Федя. Давайте ваше предложение и запятую.

( предложение написано на доске)

Задание. Поставь запятую на нужное место.

Федя . ( запятую ставит после слова )

Прочитай, что у тебя получилось.

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.

(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)

Ой, подождите, подумать — то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.

Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.

Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.

Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!

Не надо. Мне домой, если можно.

Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:

Не надо мне домой если можно . , ,

(предложение написано на доске)

Федя (ставит запятые ). Не надо, мне домой, если можно.

Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.

Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.

— Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!

(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)

Сценарий открытия недели русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «СОШ №25»

Сценарий
открытия недели русского языка и литературы

Автор: Садомова Антонина Петровна,
учитель русского языка и литературы

Абакан, 2016
1-й ведущий: Здравствуйте, ребята!
С 19 – 24 января в нашей школе будет проходить неделя русского языка.
Сегодня мы поговорим о культуре речи.
А. П. Чехов писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину; его огромный словарный запас позволяет передать самую сложную мысль. Говорить красиво, правильно мы учимся у классиков русской литературы. И нам есть чем гордиться. Однако в последнее время все чаще можно быть свидетелями таких диалогов.

Сценка 1
Вот это кино!

Учитель запаздывал, и девятый класс тихо шуршал, умирая со скуки. Вдруг дверь распахнулась, и влетел Синицын, видно, с какой-то новостью.
— Вот это кино – воскликнул он. – Вчера такой фильмик посмотрел!
Мальчишки мгновенно собрались вокруг него.
— Ну, такое там было, ну воще! – начал Синицын, отчаянно жестикулируя. – Один взял палку – ну воще! – А тот, другой, его не понял: раз – ногой! А который в окно прыгнул, как даст этому! А этот в бронежилете был и тому, с часами, – в лоб. Сейчас покажу
Синицын расставил ноги и раскинул руки, приняв вид летящей птицы, потом пригнулся и с криком «Кия!» ударил ногой в воздух.
Приемчик всем понравился.
Никто не заметил, что учитель уже пришел и с интересом наблюдает за происходящим. Пришлось сесть по местам. Лишь Синицын, не понимая, в чем причина невнимания к его рассказу, продолжал буйствовать.
— Будем заниматься каратэ или историей? – спросил учитель, открывая журнал. И когда шум улегся, продолжал: — Да, Синицын, ты про фильм так рассказал, что теперь его смотреть не захочется. Взяв линейку в руки, учитель усмехнулся и начал:
— Я вам сейчас такое расскажу! Вот одни напали на Францию. Ну, а эта – такая смелая! – берет меч, одному – раз, второму – раз, они сразу откололись. Ну, в общем, та, как её? Ну, эта Жанна д` Арк!
Учитель обвёл взглядом класс:
— А теперь, Синицын, расскажи, что ты узнал о Жанне д` Арк?
Синицын утёр пот со лба и сказал:
-Я не знал, что она такая крутая! (Егор Макеев)

2-й ведущий: Знакомая ситуация, не правда ли? Человека, речь которого насыщена примерно такими словами, трудно слушать, а порой и смешно.
А вот что бывает, когда мысли и речь бедны:
Председатель Вова
Хотел взять слово.
Пока вставал,
Потерял слово.
Встал со стула
И сел снова.
Потом встал опять,
Что-то хотел сказать,
Но решил помолчать
И не сказал ни слова.
Потом встал,
Потом сел.
Сел – встал,
Сел – встал
И сел снова.
Устал
И упал,
Так и не взяв слова.

Сценка 2
Встретил я одного приятеля. Давно не виделись с ним!
— Как живёшь?
— Нормально.
— А с учёбой как?
— Нормально.
— Ты, говорят, болел. Теперь всё в порядке?
— Нормально.
— Хорошо, значит?
— Ну я же говорю – нормально.
— Странно ты говоришь.
— Почему? Нормально.
-Ты считаешь – нормально?
— Нормально.

1-й ведущий: А этот я услышала в магазине. Исправьте, пожалуйста, речевые ошибки.
— Кто крайний? Мне полкило шпига и творога.
— Шпика нет, спросите в другом отделе.
— Шпик – шпион, а мне шпига, сала, нужно.
— Ложите сюда, в целлофановый пакет.
(Учащиеся исправляют замеченные ошибки).
Итак, когда мы говорим крайний – последний?
Крайний – находящийся на краю: крайнее справа дерево, крайний срок.
Последний – конечный в ряду, в очереди.
1.Шпик – подкожное свиное сало в кусках (обычно просолённое).
2.Шпик – разг. Тайный агент полиции по слежке за кем-либо.

2-й ведущий: Послушайте стихотворение и скажите, как всё-таки произносится слово творог?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее – творог?»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы, —
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!»

Какую произносительную ошибку допустил кассир? А как нужно правильно сказать?
(Распродана).
Класть глагол несов. вида не употребляется с приставками (нельзя покладу).
Я кладу тетрадь на стол.
Ложить (просторечн.) не употребляется без приставок. Я положу тетрадь на стол.
Без приставок слово ложить употребляется только с возвратным суффиксом –ся: ложись, ложиться. Ложись спать. Листья желтые нам под ноги ложатся.

1-й ведущий: Люди путают два абсолютно разных слова: целлофановый и полиэтиленовый. Разница между ними, по свидетельству специалистов, большая.
Целлофан – это блестящая, гибкая прозрачная пленка из вискозы.
Полиэтилен – пленка из определенных марок полимеров.
В настоящее время большим спросом пользуются именно полиэтиленовые, но никак не целлофановые мешки, пленки и т. п.

Читать еще:  Сценарий на годик девочке дома

Тонкость выражений
Ю. Благова (читает учащийся)
Я в автобусе стоял,
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
— Вы сейчас встаете.
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
«Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?»
Но автобус не привык
Видеть суть ошибок,
Да к тому же наш язык
Беспредельно гибок,
И стараются в пути
Дяди или тети
Всех стоящих впереди
Спрашивать: «Встаете. »
Двух гражданок городских
Слушал я при встрече,
Заурядные у них
Обороты речи,
Никаких таких примет,
Только многократно
Там, где надо, там, где нет,
Слышится обратно:
— Главк обратно ордер дал
Нашему соседу,
— А у нас большой скандал
Был обратно в среду
Я, бодрясь по мере сил,
У врача в передней
Ожидающих спросил:
— Кто из вас последний?
И сейчас же был ответ
Выдан громогласно:
— В наши дни последних нет.
Я здесь крайний Ясно?
Так сострил какой-то бас,
И не без успеха.
Ожидающие враз
Взвизгнули от смеха.
Но сказал я в свой черед
Со злорадством тайным:
— Хорошо смеётся тот,
Кто смеётся крайним!

Какое значение имеет слово обратно? (Назад).

Сценка 3
— Ты на следующей остановке сходишь?
— Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Ты слезаешь?»
— Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Ты на следующей остановке выходишь?»
— Это замуж выходят. В автобусе же говорят: «Ты встаешь?»
— Ну и ну! Да я и так стою, а не сижу. Зачем же спрашивать, встаю ли я?
— Тогда и оставайся в автобусе, если русского языка не знаешь.

Кто прав в этой ситуации?
Сходят с парохода, катера, поезда;
по трапу, ступенькам вниз.
Входят (внутрь) в автобус, троллейбус.
Выходят (наружу) из автобуса, троллейбуса.
Входят, выходят, сходят в автобусе, троллейбусе.

2-й ведущий: Итак, владение культурой речи – своеобразная характеристика человека. Наша речь нормированна. Как вы это понимаете? Чем закреплены нормы? Для чего их нужно соблюдать?
К. И. Чуковский писал: «Не для того наш народ вместе с гениями русского слова – от Пушкина до Чехова и Горького – создал для нас и наших потомков богатый, свободный и сильный язык, поражающий своими изощренными, гибкими, бесконечно разнообразными формами, не для того им оставлено в дар это величайшее сокровище нашей национальной культуры, чтобы мы, с презрением забросив его, свели свою речь к нескольким десяткам штампованных фраз.
Сказать это нужно с категорической строгостью.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана.
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Умейте же сберечь
Наш дар бесценный – речь. (И. А. Бунин)

1-й ведущий: На этом наше выступление окончено. Желаем Вам успехов в олимпиадах,
в овладении секретами русского языка, чтобы вы говорили правильно и вас правильно понимали.

Сценарий открытия недели русского языка

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу. Щоб завантажити документ, прогорніть сторінку до кінця

Лыпко Наталия Петровна

Сц е нарий открытия недели русского языка

Цель: воспитание у уч ащих ся бережного отношения к слову , развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время

С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка». На этой недели вы должны показать все свои знания в области русского языка. Вас ждут интересные и увлекательные задания, а именно: (зачитать программу)

Сегодняшнее мероприятие, посвящённое НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА будем считать открытым.

Сначала ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам представление «Путешествие в Русскоград».

«Выучи русский язык!».

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник — великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово — свободы зарница,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово —

Выучи русский язык!

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

( Звучит музыка, входит царь, садиться на трон. Стражники встают с двух сторон около царского трона, держа в руках бутафорские секиры.) ( можно музыку из “Бременских музыкантов»)

Ведущий – В некотором царстве,

В русском государстве,

Жил-был славный мудрый царь,

Долго он страною правил,

Всех учиться он заставил

И однажды захотел

Подвести итог всех дел.

(входят гонцы и царь раздаёт указы)

И во все страны концы

Были посланы гонцы

Разузнать и доложить

Хорошо в стране той жить?

( гонцы расходятся в разные стороны)

Ведущий – Много времени проходит,

С грамотой гонец приходит.

Царь – Ладно ль в волости иль худо?

И какое там есть чудо?

Ведущий – И гонец ему в ответ.

1 гонец — Я объехал целый свет,

И в стране житьё не худо,

Есть там вот такое чудо:

Волость за рекой лежит,

Град на берегу стоит,

Все в том городе умны.

Ведущий – Прибежал второй гонец.

2 гонец — Что я видел, царь-отец!

В море знаний остров есть,

А чудес на нём не счесть,

Русским остров тот зовут,

Грамотеи там живут,

Все слова писать умеют,

Посмотри на них скорее!

(входят Белоснежка и 7 гномов, в руках свитки с заданиями)

Белоснежка – Чтобы грамотными стать,

Нужно правил много знать.

Выучить их все непросто.

Гномы, стройтесь все по росту!

Чтоб о каждом рассказать,

Свои знания показать. 1 гном — Безударный – хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный стал под ударение,

Чтоб рассеять все сомненья!

(гном разворачивает свиток, где написано задание)

(после того, как зрители ответят , гном поворачивает свиток обратной стороной, где написано правильно) и так работают все гномы.

2 гном — Если слышим парный звук,

Будь внимательнее друг!

Первый сразу проверяй,

Слово смело изменяй,

Зуб – на зубы, лёд на – льды,

Будешь грамотным и ты!

3 гном – Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

4 гном — Твёрдый знак нам нужен тоже,

Без него сказать не можем:

Съезд, съедобный, объяснение,

И подъезд, и объявление.

C Ъ ЕЗД , С Ъ ЕДОБНЫЙ, ОБ Ъ ЯСНЕНИЕ,

ПОД Ъ ЕЗД, ОБ Ъ ЯВЛЕНИЕ

5 гном — С сочетанием ЖИ-ШИ

Только «и» всегда пиши!

В сочетании ЧА-ЩА

Пишем только букву «а»!

В сочетании ЧУ-ЩУ

Пишут только букву «у»!

6 гном – Ошибка в ударении

Граничит с преступлением,

Пускай запомнит это млад и стар.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились,

Ест Алёнушка ирис,

А вышивает ирис.

7 гном – Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь,

Будь внимательным! Тогда

Всё запомнишь, всё поймёшь!

Ведущий – Царь опять дивиться чуду.

Царь – Я гордиться вами буду.

Царь — Что ж, гонцы, спасибо вам,

Чтоб исполнить мой приказ,

Царство обежали враз,

Обо всём мне рассказали,

Чудеса мне показали.

Ведущий — Все гонцы явились с честью,

И хорошему известью

Рад великий мудрый царь,

У участников представления свитки со словами:

Ведь – могуча – та – страна, — что – и – грамотна, -и- умна .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector