Какими игрушками играли наши бабушки и дедушки
Исследовательская работа «Игрушки наших бабушек и дедушек»
Как организовать дистанционное обучение во время карантина?
Помогает проект «Инфоурок»
МБОУ «Лаш-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Андреева Яльчикского района Чувашской Республики»
Секция «Культура»(начальные классы)
Работу выполнил ученик 3 класса
учитель начальных классов
Из каких материалов изготавливали игрушки в старину стр.5
Игрушки из растительных материалов стр.5
Игрушки из соломы стр.5
Игрушки из глины стр.5
Игрушки из шерсти стр.6
Изделия из кожи стр.6
Игрушки из разных материалов стр.6
У меня есть сестренка и братишка. Они очень любят играть. Однажды мама велела мне присмотреть за ними. Я сидел и наблюдал, как они играют. Каких только игрушек у них нет! Мне в голову пришла мысль, а какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Я решил их расспросить. Старинные детские игрушки издавна интересовали людей. И в настоящее время есть исследующие их.
Объект моего исследования: игрушки наших бабушек и дедушек.
Цель: определить, с какими игрушками играли в старину и из чего их делали.
Чтобы достичь цели, необходимо было решить следующие задачи:
1.Изучить и обобщить информацию о старинных детских игрушках.
2. Изучение литературы по данной теме.
3. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов по данной теме и сделать выводы.
Старинные детские игрушки издавна интересовали людей. И в настоящее время есть исследующие их.
Изготовление игрушек – это творчество. Все, что попадало под руку, шло на изготовление игрушки. Прежде чем научиться жить в большом мире, каждый ребенок, играя, создает свой мир, как бы проводит репетицию своей жизни.
Еще в глубокой древности предки чувашей специально изготавливали игрушки для своих детей. Для детей постарше делали маленькие орудия труда и музыкальные инструменты. Играя в такие игрушки и подражая взрослым, дети постепенно приучались к труду.
Дети и сами для себя придумывали игры и мастерили игрушки из древесины, веток, коры, трав, глины, шерсти, ткани, кости и другого материала.
У каждой народности есть свои игрушки. Эти игрушки помогают видеть прекрасное, учат жить в большом мире.
Из каких материалов изготавливали игрушки в старину?
В разных уголках нашей республики живут народные умельцы. Вещи, изготовленные своими руками, нужны людям. Они помогают общаться друг с другом, узнать прошлое. Развитие человечества невозможно без знания прошлого. В настоящее время в руках детей можно редко увидеть старинные игрушки. Но эти игрушки интересуют нас и по сегодняшний день.
История создания чувашских игрушек начинается с глубокой древности. Через игрушки ребенок познавал мир, его красоту, учился различать добро и зло. В селе изготовление игрушки имело огромное значение: умение передавалось из поколения в поколение, развивалась культура. Через игрушки ребенок учился творить добро.
*Игрушки из растительных материалов.
Как и все мальчики на свете, чувашские дети любили транспортные игрушки: всевозможные тележки, колесики, лошадки и др. Из древесины и коры делали всякие фигурки животных, посуду.
Девочки из древесины, соломы и кусочков ткани делали куклы. Для себя и для кукол делали украшения –бусы, браслеты, кольца.
Играя, дети приучались делать полезные вещи, например, плести корзины, обрабатывать древесину, шить . вязать.
Каждый чувашский мальчик всегда носил с собой маленький складной ножик. Этот ножик был не просто игрушкой, а необходимым инструментом, когда, например , надо было сделать прочную палку, сплести корзину, подремонтировать лапоть или сломанную тележку.
*Игрушки из соломы.
С игрушками, сделанными из дерева, играли недолго. Взрослые, смотря на возраст ребенка, меняли игрушки. Игрушки из соломы были легкие, могли делать различные движения.
В жизни крестьянина большое значение имела солома из ржи. Она мягкая, из нее можно сделать различные фигурки. Даже когда высохнет, она не теряет свои качества. Поставленный в поле сноп похож на человека. Это привело к мысли о создании куклы. Основу для кукол делали из соломы: сгибали пополам и перевязывали, верхняя часть -голова, нижняя- вместо платья. Потом приделывали руки, перпендикулярно вдев соломинки. Наряжали куклу лоскутками ткани.
*Игрушки из глины.
Среди чувашей мастеров по изготовлению из глины было много. Посуда в доме основном была из этого материала. Взрослые не обижали и детей, для них лепили игрушки. Этим ремеслом занимались женщины. В первое время для себя, а потом и для продажи.
Существовал определенный порядок работы с глиной. Ее смешивали с водой и песком и месили, как тесто. Лепили игрушки, клали сушиться. Потом их украшали.
В основном из глины лепили фигуры женщин, лошади, птицы, медведя, всадника, оленя. Одинаковых фигур не было, все они были разными. Что же они означали? Фигура женщины- землю, лошадь-свет, тепло, идущий от солнца, плодородие, птица- воздух между небом и землей. Крестьяне верили в их влияние на жизнь.
Изготовление игрушек из глины – одно из древних искусств. Это искусство народ сохранил до сих пор. Из глины сейчас мастерят любимый детский музыкальный инструмент – свистульку.
*Игрушки из шерсти.
Из шерсти изготавливали мячи разной величины. Дети, ухаживая за лошадьми, коровами, вычесывали им линящую шерсть, собирали ее и скатывали – получался мягкий круглый мячик. Так же скатывая шерсть, делали небольшие фигурки.
*Изделия из кожи.
Из полосок кожи мальчики плели себе маленькие кнуты, делали пояса, могли пробовать шить и плести обувь. Из мелких кусков кожи вырезали цветы и разные фигурки. А если оставался кусок покрупнее, делали себе маленькие барабаны и бубны.
*Игрушки из разных материалов.
Из костей, рогов и гусиных перьев ребята мастерили музыкальные инструменты. Красивые гладкие косточки и камешки использовали в разных играх или просто любовались ими.
Для мячика могли использовать мочевые пузыри животных. Их тщательно чистили, мыли, размягчали, надували через деревянные трубочки и , пустив внутрь несколько горошин , завязывали.
Мне очень хотелось узнать, в настоящее время мастерят ли дети игрушки? Из каких материалов они их делают? Для этого мы провели анкетирование среди учащихся начальных классов. Оказалось, что дети летом очень любят лепить из глины различные игрушки: животных, посуду и др.
Проект » Игры наших бабушек и дедушек»
Проект » Игры наших бабушек и дедушек»
Просмотр содержимого документа
«Проект » Игры наших бабушек и дедушек»»
Муниципальное детское образовательное учреждение «Лицей №22»
на тему «Игры наших бабушек и дедушек»
в номинации «По исторической тропинке»
ученика 3 «Б» класса
Халина Богдана Сергеевича
Руководитель: Колпакова Татьяна Юрьевна
Список используемой литературы ……………………………………….8
Я решил провести расследование и расспросить своих взрослых родственников: родителей, бабушек и дедушек, в какие интересные игры они играли в своем детстве, а затем рассказать о них Вам.
Весёлые подвижные игры – это наше детство и детство наших родителей, бабушек и дедушек. Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Игра для наших родителей, бабушек и дедушек, когда они были детьми, являлась способом проведения свободного времени.
С их слов всего 30-40 лет назад дворы наших городов были совершенно не похожи на современные. Сейчас на них можно увидеть лишь молодых мам, присматривающих за малышами, а тогда дети всех возрастов с весны до осени и в солнечные зимние дни проводили свободное время вне дома. Что они там делали без телефонов, планшетов и специально оборудованных игровых площадок? Общались, играли в догонялки, в прятки, в футбол. Дети прошлых поколений умели себя развлечь при помощи простых предметов: мела, мяча, бельевой резинки, деревянных палочек. Улица была настоящей школой жизни, и в своих простых играх дети готовились к миру взрослых: учились дружить, действовать в команде, проявлять самостоятельность, отвечать за свои поступки, находить выходы из сложных ситуаций.
Они же помнят, как было весело играть в классики, в резиночку, в городки. Бабушки и дедушки часто играли в штандер или хали-хало.
Эти игры необычные и увлекающие, так как они были придуманы во времена, когда не было ни компьютеров, ни игровых приставок, и даже телевизоры были далеко не во всех семьях. Обидно, если эти игры забудутся и исчезнут. Давайте вспоминать их вместе.
2. Основная часть
Для начала считалочкой выбирают водящего. Водящий берет в руки мяч и загадывает остальным ребятам слово. Обычно говорят к какой категории принадлежит придуманное слово и его первую и последнюю букву. Например, водящий загадал слово кровать. Он говорит это предмет из мебели, он начинается на букву К и заканчивается мягким знаком. Дети начинают отгадывать слово. Как только водящий услышит правильный ответ, он кричит «Хали-хало», подкидывает мяч как можно выше вверх, а сам убегает.
Ребенок, правильно отгадавший слово, ловит мяч и кричит «Стоп». Водящий останавливается. Игрок должен отгадать сколько до водящего шагов. Но шагов непростых. В каждой компании можно придумывать свои шаги.
Виды шагов в игре хали-хало:
• Гигантские — самые большие шаги, на всю ширину.
• Нормальные — обычный детский шаг.
• Лилипутские — очень маленькие шажочки.
• Лягушачьи — в прыжках на корточках.
• Зонтики — ребенок кружиться в сторону водящего.
• Кирпичи — шаг пятку к носку.
• Верблюжьи — шаг и плевок (главное в водящего не попасть).
Ребенок с мячом делает названное количество шагов и бросает мяч в кольцо, которое делает руками водящий. Если мяч попадает в кольцо — то игрок становится водящим и игра продолжается.
Играющие делятся на две команды (чем больше участников, тем игра интереснее). У каждой команды свои отличительные знаки (нарукавные повязки, ленточки или значки).
Обозначается площадка (границы территории, на которой можно прятаться и убегать).
По жребию определяется, какая команда будет «казаками», а какая «разбойниками».
По сигналу «разбойники» разбегаются прятаться. «Казаки» в это время выбирают место для «темницы», куда будут приводить пойманных «разбойников». «Темница» должна быть не очень большой, чтобы её было удобно охранять. Её границы чётко обозначаются (мелом, камешками и т. п.).
Через оговоренный промежуток времени «казаки» идут искать «разбойников», спрятавшихся на оговоренной территории. Тех, кого увидели, они должны догнать и «запятнать» (коснуться рукой). «Запятнанный» разбойник считается пойманным, он должен покорно идти с «казаком», пока тот его держит. Но если «казак» случайно разжал руки, «разбойник» может убежать.
Пойманных «разбойников» уводят в «темницу».
«Разбойники» могут выручать попавшихся товарищей. Для этого необходимо незаметно подбежать к «казаку», ведущему «разбойника», и «запятнать» его. Тогда «казак» обязан «разбойника» отпустить, и оба «разбойника» убегают прятаться снова. Но если «казак» оказывается проворнее и успевает «запятнать» второго «разбойника» раньше, он берёт в плен обоих.
«Разбойники» могут освобождать своих товарищей из «темницы». Для этого необходимо дотронуться до пленного раньше, чем охраняющий «темницу» «казак» дотронется до освобождающего.
Цель игры: переловить всех «разбойников».
На ровной лужайке на расстоянии 15—20 м друг от друга проводили две линии: одна называлась городом, другая — коном, или домом.
Потом, используя считалку или жребий, определяется бьющий, он становился за чертой города, остальные располагались в поле за коном.
Бьющий подбрасывает мяч и сам же сильно ударяет по нему битой. Полевые игроки, наблюдая за мячём, ждут, когда он пересечет кон, чтобы, не дав ему опуститься на землю, поймать. Если это им удаётся, бьющий идет в поле, а его место занимает игрок, завладевший мячом. Если же полевые игроки, зазевавшись, не успевали поймать мяч, удар повторяется.
Бывает, что бьющий промахивается по мячу. Правила разрешают ему повторить удар. После третьего промаха бьющий уступает свое место другому игроку.
Старая добрая детская игра. Вариантов её множество. Ведущий собирает у всех игроков по одному личному предмету, а затем каждый пишет на бумажке какое-нибудь задание. Затем бумажки собираются, перемешиваются, и ведущий не глядя вытягивает сначала чей-либо предмет, а потом записку. Человек, которому принадлежит вытащенный предмет, должен выполнить задание, написанное на бумажке. Игра замечательная, но только игрокам следует помнить, что им самим может попасться их собственное задание.
2.5. Море волнуется раз .
1) Ведущий отворачивается от игроков и произносит известную считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водой.
В ходе исследования я узнал, что есть интересные игры, которые мы не знаем, и в которые играли наши бабушки и дедушки, например, хали-хало, казаки – разбойники, лапта, фанты, море волнуется раз… В такие игры как, догонялки (салки), резиночка, ручеёк, играли наши бабушки и дедушки, играем и мы сейчас.
Игры, бег, прыжки, бросание мяча, да и просто целые дни, проведённые на свежем воздухе и под солнцем, делали наших родителей, бабушек и дедушек более выносливыми, здоровыми, готовыми к любым испытаниям. Мы уже не так стремимся во двор, ведь с друзьями можно пообщаться виртуально, а экраны телефонов и планшетов гораздо интереснее песочниц, горок и турников. Мне кажется, что исправить ситуацию, научить нас с удовольствием проводить время за подвижными играми могут только наши родители, своим примером вовлекая нас в игры прошлого.
Если наши дедушки и бабушки, когда были детьми, играли в подвижные игры, то в наше время дети предпочитают спортивные игры, компьютерные игры. Безусловно, что в современных спортивных играх присутствует элемент состязательности, что позволяет соревноваться и развиваться, что очень полезно.
Однако, игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, несут не только развлекательный, но и познавательный характер. Каждая игра сопровождается закличками, песнями, танцами. Они объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста.
Чтобы возродить игры, в которые играли наши бабушки и дедушки, дать им вторую жизнь, нужно всего лишь начать в них играть. И тогда позже мы сможем научить этим играм своих детей, а затем и внуков, что позволит сохранить эти занимательные игры не только для себя, но и для будущих поколений.
5. Список литературы
1. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, В.Г. Яковлев. – М.: Физкультура и спорт, 1977.
2. Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 224 с.
3. Литвинова М. Русские народные подвижные игры. – Просвещение, 1986.
Исследовательская работа «История игрушек»
Региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ
и творческих проектов младших школьников
Автор: Пирогв Никита
ученик 3 класса
Селезнёва Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
1.1. Из истории возникновения игрушек……………………………..…………..4-5
1.2. Игрушки от 60-х годов до наших дней……………………………………. 5-6
2. Социологический опрос учащихся. 7
3. Интервьюирование жителей села Боград. 7-10
4. Просветительская работа………………………………………………………. 11
Приложение 1. …. 15
Приложение 2. …. 16
Каждый ребенок любит играть. Вот например я очень люблю играть с машинками. А с какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Сейчас в магазинах очень большой выбор разнообразных игрушек: говорящие куклы, машинки на радиоуправлении. Моя бабушка сказала, что раньше таких игрушек не было. Мне стало интересно, с чем играли наши бабушки и дедушки в детстве
и я решил в этом разобраться.
Гипотеза: мы предполагаем, что современные игрушки интереснее игрушек наших бабушек и дедушек.
Цель: изучение игрушек с 60-х годов до наших дней.
Изучить научную литературу и сравнить игрушки 60-х годов и современные.
Посетить музей и изучить игрушки с 60-х годов
Провести анкетирование среди учащихся 2-4 классов по теме исследования.
Взять интервью у жителей села Боград по теме исследования.
Проанализировать результаты опроса и интервью, сформулировать выводы.
Предмет: изменение игрушек с 60-х годов до наших дней.
Методы исследования: изучение литературы, интервью, анкетирование, анализ результатов.
1. Литературный обзор
1.1. Из истории возникновения игрушек
История возникновения игрушек тесно связана с появлением первых людей. Некоторые ученые считают, что игрушки появились в первобытном обществе совместно с орудиями труда. Они выглядели как уменьшенная копия оружия и орудий труда, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. [1, c.12]
Позже игрушки стали не такими примитивными, их делали из ткани и дерева. Такие игрушки изображали животных, кукол.
В Древнем Риме и Греции игрушки считали одним из важных средств воспитания детей. [2, c.37] До наших дней сохранились игрушки тех времен, изготовленные из кости, терракоты, встречались игрушки с заводным механизмом. Так же археологами были найдены мячи и скакалки.
В Европе игрушки во втором веке делались из глины: свистульки, погремушки, куклы, фигурки домашних животных. У представителей знати были фарфоровые куклы, игрушки военного содержания: фигурки коней, мечи, доспехи, щиты в рост ребенка.
У бедных слоев игрушки были из соломы, дерева, глины. [1, c.53]
В дальнейшем начали появляться народные игрушки. Многие такие игрушки дошли до наших дней: Дымковские, Гжельские, Каргопольские, Филлимоновские игрушки. В 90-х годах появилась матрешка – известная всем игрушка.
История развития игрушек связана с развитием общества. В 19-20 веках общество стало двигаться по пути технического прогресса, что отразилось и на игрушках, появились игрушечные машинки, игрушки с магнитным механизмом, электрофицированные игрушки. [1, c.167]
В двадцатом веке появляются первые конструкторы, электронные игрушки с дистанционным управлением. Сейчас очень популярны компьютерные, виртуальные игры.
1. 2. Игрушки от 60-х годов до наших дней
Игрушка — это предмет, который предназначен для игры. [2, c.13] Детские игрушки отражают жизнь общества. Они развивают ребенка, готовят его ко взрослой жизни. Мир игрушек неисчерпаемо разнообразен. В своей работе мы рассмотрим игрушки с 60-х годов до современности.
Бабушки, вспоминая своё детство, говорят о том, что им особо некогда было играть, потому что они во всем помогали взрослым. Антонина Леонтьевна Свердлова рассказала о том, что игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани. Еще ее любимой игрушкой была пластмассовая белочка, подаренная ей за помощь эстонцам в тяжелое для них время.
Игрушки 60-х годов были выполнены в основном из железа, дерева и пластмассы. Из беседы с Антониной Леонтьевной Свердловой, я узнал о том, что игрушки в её детстве (60-е годы) были расписаны вручную. Самыми продаваемыми игрушками того времени были деревянные поезда и куклы для настольного театра, грузовики, пупсы и неваляшки.
Учёные отмечают, что любимой игрушкой мальчиков в старину было игрушечное оружие: мечи, ножи, копья, кинжалы. Девочки в старину, как и в наше время, играли игрушечной посудой размером от 1 до 5 см. Это горшки, кувшинчики, сковородки, даже миниатюрные глиняные светильники, также тряпичные куклы. [1, c.194]
Валентина Фердинандовна Малярова (70-е годы) рассказала нам о том, что у нее была всего одна кукла, она часто играла на улице с ровесниками и помогала родителям. На игры было не так уж и много времени.
Елене Сергеевна Дывдык (70-е годы) рассказала нам о своих игрушках. «У меня была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».
Из воспоминаний Татьяны Вячеславовны Овчинниковой (80-е годы) мы узнали, что её любимой игрушкой был Антошка, кукла, которую ёй прислали из города Березняки Пермской области. Татьяна Вячеславовна все сознательное детство провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.
Моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева рассказывала, что в ее детстве выбор игрушек был уже довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Одежду на кукол она вязала сама.
Из беседы с одноклассниками я узнал, что у них много разнообразных игрушек, которые очень отличаются от тех, о которых мы узнали у взрослых. Это и радиоуправляемые машинки, говорящие куклы с гнущимися конечностями и наборами одежды, светящиеся, двигающиеся животные и т.п.
3. Социологический опрос учащихся
В какие игрушки современным детям нравится играть? Будут ли нам интересны игрушки наших бабушек и дедушек? Чтобы ответить на эти вопросы я показал ученикам 2-4 классов игрушки с 60-х годов и предложил ответить на вопросы анкеты. Полученные данные представлены в таблице 1 и таблице 2. (Приложение 1)
22% учащихся 2-4 классов были заинтересованы «старыми» игрушками и 78% детей отдали предпочтение современным игрушкам.
Вывод: большинство учеников 2-4 классов предпочитают играть современными игрушками.
4. Интервьюирование жителей села Боград
Любую историю лучше расскажет тот, кто в ней участвовал. Поэтому, чтобы узнать ответы на свои вопросы я отправился к жителям нашего села.
Про игрушки 60-х годов мне рассказала жительница нашего села Антонина Леонтьевна Свердлова.
Антонина Леонтьевна любезно согласилась рассказать истории своих игрушек: « Я хотела бы начать свою историю с любимой куклы.
В сороковые годы на помойке была найдена кукла без головы…. Так как игрушек совсем не было, эта кукла стала моей любимицей. Старшая
Фото1. В гостях у А.Л.Свердловой
сестра сшила голову из тряпки, а из фильтикосовых чулок сделали волосы. До 17 лет я играла с куклой, так как она была единственной игрушкой. Потом моя мама подарила куклу племяннице, и для меня это было настоящей трагедией. Хотя и была сделана кукла из дешевой пластмассы, она была любима.
В 60-70-х годах пошла мода на кукольные театры. Моя коллекция «Волк и семеро козлят» сделана из дерева и раскрашена красками. Она собрана из игрушек 50, 60 и 70 годов. Почти все игрушки сделаны из пластмассы и покрашены. В эти годы было очень много деревянных и алюминиевых игрушек.
Хочется еще немного рассказать об одной моей игрушке детства, о пластмассовой белочке, которую в 1954 году мне подарили за помощь эстонцам. В эти голодные годы я со своими друзьями приносили эстонцам еду, воду, вещи… Белочку подарили мне с жестяной коробочкой чая, которую я до сих пор храню».
С Антониной Леонтьевной можно разговаривать бесконечно. У каждой игрушки своя история, своя судьба.
Так как большую часть своих игрушек Антонина Леонтьевна отдала в музей, я отправился туда, для ознакомления с игрушками советских времен.
В Боградском музее собрана небольшая коллекция игрушек прошлого века. Работник музея, Татьяна Вячеславовна Овчинникова, провела небольшую экскурсию, рассказала из чего сделаны игрушки. Большинство игрушек того времени сделаны из пластмассы, дерева, железа.
Я познакомился с пластмассовыми Крокодилом Геной и Чебурашкой, солдатиками, деревянными волком и семерыми козлятами, и многими другими игрушками.
Валентина Фердинандовна Малярова, вспоминая о своих игрушках, поделилась с нами: «Я помню свою любимую куклу Машу. Она была красивая, но с ней я играла не часто. Больше любила спортивные игры, поэтому с игрушками играла редко. У мальчишек были пластмассовые солдатики, деревянные и железные машинки».
О игрушках 70-х годов я узнал из беседы с Еленой Сергеевной Дывдык: «У меня в детстве была любимая кукла Димка. Это большой кудрявый пупс с резиновой головой. Его подарил мне отец. Так же у меня были неваляшки, резиновые животные, большой конь-качалка. А еще была машинка моего старшего брата, в которую можно было садиться и самому кататься».
Татьяна Вячеславовна рассказала мне о своей любимой игрушке – кукле Антошке (80-е годы): «Куклу Антошку, мне прислала в посылке двоюродная сестра Ольга из г. Березняки Пермской области. Антошка – моя любимая игрушка. Все сознательное детство я провела с Антошкой. Шила и вязала одежду, пела песни, укладывала с собой спать, водила на прогулку. Уже лет в 13 переносила Антошку в сумке через забор, чтобы никто из взрослых не видел, как подростки играют в куклы.
Все мои игрушки с возрастом были раздарены, сломаны, а Антошка прошел со мной всю жизнь, хотя точно никто и не знает его возраст (примерно 45-50 лет). Антошка стал любимцем и для моей дочери Арины, которая так же считала его лучшим другом. Любовь к Антошке помогла сохранить ему жизнь, он до сих пор в хорошем состоянии и ждет свою следующуюхозяйку».
Про игрушки 90-х годов мне рассказала моя учительница Наталья Юрьевна Селезнева: «Когда я была маленькая, выбор игрушек был довольно большой: мягкие игрушки, куклы-барби, советские пупсы, шагающие куклы, машинки, железные дороги, пластмассовая посудка, конструктор. Я любила играть с куклами барби. У меня была целая семья: мама, папа и три ребенка. Из коробок я делала им мебель в домик, одежду вязала сама. А еще с сестрой мы любили собирать конструктор. На Новый год родители подарили нам по сундучку с лего-конструктором и мы могли весь день напролет собирать различные фигурки».
Оказывается, очень интересно узнавать истории из жизни людей. Я получил очень много информации про увлечения и игрушки жителей села Боград. Со временем игрушки менялись, становились разнообразнее и доступнее. Больше чем за полвека игрушки изменились до неузнаваемости: от плоских деревянных до радиоуправляемых и компьютерных игр.
4. Просветительская работа
В процессе работы, я узнал, что многие дети предпочитают играть современными игрушками. До своего исследования, я, возможно, тоже отдал предпочтение более новым игрушкам. Но когда за каждой куклой, машинкой, неваляшкой следует история человека, по другому смотришь на эту игрушку. У нее есть прошлое, своя жизнь.
Я решил познакомить одноклассников с историями игрушек на классном часе и сделать выставку в классе «История игрушек».
Моим одноклассникам очень понравились истории про игрушки, которые я услышал от жителей нашего села. Мы вместе рассматривали пупсов, кукол и мягкие игрушки, которые предоставили для выставки односельчане.
Игрушка прошла за свою историю большой путь вместе с человечеством. От примитивного подобия орудиям труда до современных интерактивных игр. Большинство детей отдают предпочтение современным игрушкам, им неинтересно играть с однотонными пластмассовыми пупсами и солдатиками, у которых неподвижные части тела. Мне очень понравились истории жителей моего села про их детские игрушки. Я взглянул по новому на «старые» игрушки. Сейчас для меня так же увлекательно играть с ними, как и с современными игрушками.
В ходе нашего исследования, мы доказали гипотезу. Современные игрушки интереснее, разнообразнее своих предков. Дети отдают предпочтение игрушкам с дистанционным управлением, меняющим цвет и говорящим сказочным персонажам.
Мир современных игрушек ярче и наделен большими возможностями. Сейчас есть все, что захочешь: домики, игрушечная мебель, одежда для кукол, а раньше всё делали сами дети, своими руками. Игрушки наших бабушек развивали фантазию и творчество, учили работать своими руками.
Для меня игрушки интересны все, у каждой есть свои достоинства и недостатки.
Проект «Игры наших бабушек и дедушек. Цель: знакомство с играми, в которые играли дедушки и бабушки.
- Вячеслав Якунин 3 лет назад Просмотров:
1 Проект «Игры наших бабушек и дедушек. Цель: знакомство с играми, в которые играли дедушки и бабушки. Задачи: — развитие коммуникативных умений учащихся; — привитие любви к традициям своей семьи и народа; — способствовать укреплению единства класса. Гипотеза: — интересны ли нашим сверстникам игры наших дедушек и бабушек. План работы над проектом: Побеседовать с бабушками, с дедушками. Выяснить, в какие игры играли они, когда были маленькими. Провести анкетирование ребят и выяснить, а знают ли они, в какие игры играли их бабушки и дедушки. Разучивание игр на переменках и прогулке. Проведение классного часа «Путешествие в Играй — город».
2 Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя. Но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим. В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, и бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Мы попытались заглянуть в их детство и вот что там увидели. Проанализировали анкеты ребят, побеседовали с бабушками и сделали вывод. Дедушки чаще всего называли такие игры, как «лапта», «чехарда», «казаки — разбойники», «чижик». В эти игры редко брали девчонок. «Лапта» Местом для игры может служить любая ровная площадка. Площадка делится двумя поперечными параллельными линиями. Площадка между линиями называется полем. За одной чертой отводится место для «города» (или «дома»), а за другой — для кона. Принадлежности игры: небольшой резиновый или теннисный мяч и лапта (бита) — круглая палка. Правила игры. Участники игры делятся на две равные по количеству игроков команды — от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией «города» и называется бьющей командой, а другая — водящая — размещается на поле. Один из игроков бьющей команды — «метальщик» — становится на линию «города» и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому одним из игроков водящей команды — «подавальщиком». После удачного удара «метальщик», оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту «города». В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего. Возвратившись благополучно в свой «город», игрок приобретает право опять бить по мячу. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в «город», и команды меняются ролями. Пока водящие бегут в «город», бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, «запятнав» одного из противников. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков. Другая, не менее интересная игра, в которую играли все, называется «Горелки». На Руси очень любили играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями — отсюда и пошло название.
3 Горельщик становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит». Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или «вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне. Очень интересная игра на внимательность «Глухие телефончики» Несколько человек сидят в ряд. Водящий подходит к первому и говорит любое слово на «ушко» быстрым шёпотом. Первый должен передать второму и так по цепочке до последнего. Последний озвучивает вслух. Если слово верно, водящий не меняется, если слово не верно, то водящим становится тот, кто допустил ошибку. Для поиска ошибки, все должны произнести слово, которое слышали. Почти все из опрошенных назвали игру «Двенадцать палочек» Для этой игры готовились 12 палочек. Их клали на доску, выбирали ведущего (галёвика), разбивали палочки, т.е. подбрасывали их вверх и разбегались. Пока «галёвик» собирал палочки, все прятались. Затем, ему нужно было всех найти и «застукать», при этом не выпуская из виду досочку с палочками, так как любой мог подбежать и разбить и тогда всё начиналось с начала с тем же «галёвиком». Если ведущему удавалось «застукать» всех игроков, то «галёвиком» становился первый, кого застукали. Не менее интересная игра «Колечко» или «Булавочка». Все желающие поиграть усаживаются в ряд и складывают руки на коленях «лодочкой». Водящий в свою «лодочку» берёт колечко или другой предмет и проводит по рукам всех по очереди. У одного оставляет колечко. Затем отходит и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Тот игрок, у
4 которого кольцо должен выбежать. Задача остальных — догадаться, у кого кольцо и задержать его. Если он не выбегает, то водящий остаётся, если выбежал становится сам водящим. Игра продолжается. И ещё очень много интересных игр: — цепи кованые — взятие Снежного городка — золотые ворота и т.д.
5 Заключение. В ходе работы над проектом мы убедились в том, что игры наших дедушек и бабушек по-прежнему интересны ребятам. Они с удовольствием играют в них. В некоторых играх изменяют правила. Конечно, мы не все игры разучили, но у нас ещё много времени впереди. Были игры, в которые играли в определённое время года, на праздники. Например, на Масленицу или Пасху. Их мы ещё будем изучать. Главное, что мы уже сумели заинтересовать и увлечь ребят. От совместных коллективных игр наша дружба становится крепче.
7 Добрый день! Меня зовут Алексеева Лена. Я учусь в 1 классе Большеутинской школы. Мы с Пашей работали над проектом «Игры наших бабушек и дедушек». Нам помогали ребята из нашего класса и наша учительница Некрасова Светлана Геннадьевна. Перед работой мы поставили цель: знакомство с традиционными играми народов России. И тут же появился вопрос: — а будут ли интересны нашим сверстникам игры наших дедушек и бабушек. Далее мы составили план работы над проектом: Побеседовать с бабушками, с дедушками. Выяснить, во что играли они, когда были маленькими. Провести анкетирование ребят и выяснить, а знают ли они, в какие игры играли их бабушки и дедушки. Разучивание игр на переменках и прогулке. Проведение классного часа «Путешествие в Играй город». Выполнив все пункты плана, и обработав анкеты, мы пришли к выводу, что игры наших дедушек и бабушек по-прежнему интересны ребятам. Они с удовольствием играют в них. В некоторых играх изменяют правила. Конечно, мы не все игры разучили, но у нас ещё много времени впереди. Были игры, в которые играли в определённое время года, на праздники. Например, на Масленицу или Пасху. Их мы ещё будем изучать. Главное, что мы уже сумели заинтересовать и увлечь ребят. От совместных коллективных игр наша дружба становится крепче.