Grillage55.ru

Праздничное настроение
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Остап бендер день рождения

alindomik

Калейдоскоп

Мечтать не вредно

Памятник Остапу Бендеру у знаменитого Провала в городе Пятигорске

Остап Бендер – один из немногих литературных персонажей, у которых есть свой день рождения, и даже огромное сообщество людей – почитателей таланта Ильи Ильфа и Евгения Петрова (по документам – Катаева Евгения Петровича) – во всех регионах России ежегодно чествуют героя. У Бендера на сегод няшний день аж три дня рождения.

Памятник Остапу Бендеру установлен 25 июля 2000 года в Петербурге в «день рождения» Остапа. Скульптор — А.С. Чаркин.

Первый вариант – 25 июля 1900 года в городе Одессе в 19 часов – общепризнан и выявлен путем вычислений, произведенных астрологом Яковом Учителем в Санкт-Петербурге в 1992 году. Основаниями к такому выводу послужили примерное указание на возраст в романе «Двенадцать стульев» и черты характера Великого комбинатора. В 2011 году – знаковая дата – Бендеру исполнилось 111 лет.

В 2000 году, находясь в Казани, почитатель таланта писателей Евгений Евсиков математическим путем вычислил второй вариант. Им суждено было стать 14 ноября 1900 года. По открытым источникам, днем рождения Катаева считалось 13 декабря 1903 года (в реалии годом ранее). 15 октября 2011 года 114 лет исполнится со дня рождения И. Ильфа (можно также отметить). Учитывая равенство прав авторов на ставший знаменитым образ, математик Евсиков поделил надвое число дней между днями рождения авторов, и получившийся результат прибавил к 13 декабря 1903 года.

В той же Казани в первые годы XXI века проживает и еще один автор, претендующий на открытие дня рождения человека, попавшего под лошадь. Астролог-любитель Александр Горский оттолкнулся от первой даты покушения на героя в романе «12 стульев», уменьшив ее на 28 лет (полный цикл оборота Сатурна). Пользуясь астрологическими знаниями в области вращения Луны относительно Сатурна, открыватель получил дату 28 ноября 1899 года. По этому варианту, Остапу скоро стукнет 112 лет.

В Одессе. памятник Остапу Бендеру
Если не убояться возможного ажиотажа и предложить свой «рецепт» празднования, становится очевидным, что весь период с 14 по 28 ноября 2011 года можно отмечать 111-й день рождения кратковременного мужа вдовы ветерана империалистической войны мадам Грицацуевой.

Наконец, вспомним, что писатели Ильф с Петровым сели за роман «12 стульев» в 1927 году – тогда-то и возник бессмертный образ Остапа Сулеймана Берта Мария Бендер-бея, «который не любил ни женщин, ни стариков, ни детей», поскольку был сыном турецко-подданного – потомком злых янычар. С тех пор прошло уже 84 года – срок почтенный.

Пожалуй, сегодня ничто не мешает любителям творчества И. Ильфа и Е. Петрова предаться безудержному веселью и широко отмечать любой из предлагаемых вариантов или придумать свой собственный, обосновав его не менее тщательно, чем все предыдущие. Как говорится, отсутствие повода к празднику само собой является поводом.

От этого Остап Бендер, герой бессмертной дилогии, цитаты из которой до сих пор украшают современную речь, никак не пострадает. Он сильно популярен не только как совладелец конторы «Рога и копыта», но и как памятник. Остап отмечен в двух десятках изваяниях на территории постсоветского пространства. Как утверждает Евгений Евсиков – в основном на Украине.

В кино первый раз Бендера сыграл не Арчил Гомиашвили, не Андрей Миронов и не Сергей Юрский, а поляк Адольф Дымша – аж в 1933 году, в польско-чехословацком проекте. На протяжении десятилетий в Советском Союзе «12 стульев» выпускали в свет все издательства многотысячными тиражами. Это ли не заслуженная слава великих соавторов и их героя, очередной день рождения которого – 14 ноября – я предлагаю («милостиво повелевать соизволил») отмечать широко и с помпой – не только в Рио-де-Жанейро.

Бронзовый памятник Остапу Бендеру в Харькове . Мортен.

Бендеру и Шуре. Бердянск

Памятник Остапу Бендеру в «Нью- Васюках» городе Элисте ( Калмыкия).

Памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову. Екатеринбург

Памятник Остапу в Старобельске Луганской области, скульптор Андрей Боровой.

  • А доисторические животные в матрацах не водятся?
  • Вам памятник нужно нерукотворный воздвигнуть.
  • Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы.
  • — Ваше политическое кредо? — Всегда!
  • В Васюках надо устроить международный шахматный турнир.
  • Вино, женщины и карты нам обеспечены.
  • Вот тебе седина в бороду! Вот тебе бес в ребро!
  • Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице.
  • Вы в каком полку служили?
  • Вы мне в конце концов не мать, не сестра и не любовница. (Воробьянинову)
  • Заграница нам поможет.
  • Заседание продолжается, господа присяжные заседатели.
  • Знойная женщина, мечта поэта.
  • Из Васюков полетят сигналы на Марс, Юпитер и Нептун.
  • Какие деньги? Вы, кажется, спросили про какие-то деньги?
  • Контора пишет.
  • Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это — гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору.
  • Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!
  • Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!
  • Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?
  • Мы чужие на этом празднике жизни.
  • Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет.
  • Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит.
  • Не будьте божьей коровой.
  • Ну, пока! Пишите письма.
  • Ну ты, жертва аборта!
  • Отдай колбасу, дурак! Я все прощу!
  • От мёртвого осла уши.
  • Почем опиум для народа?
  • Предмет моей лекции — плодотворная дебютная идея. Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облеченная в логическую шахматную форму.
  • Пятьсот рублей могут спасти гиганта мысли.
  • Россия вас не забудет!
  • Скоро только кошки родятся.
  • Тайный союз меча и орала!
  • У нас хотя и не Париж, но милости просим к нашему шалашу.
  • Это почему ж так много? Овес нынче дорог?
  • Я дам вам парабеллум.
  • А нам грубиянов не надо. Мы сами грубияны. Едем.
  • Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения.
  • Ах, вы думали? Вы, значит, иногда думаете? Вы мыслитель. Как ваша фамилия, мыслитель? Спиноза? Жан-Жак Руссо? Марк Аврелий?
  • А что, разве я похож на человека, у которого могут быть родственники?
  • А шкафчик-то типа «Гей, славяне!» Тут много не возьмешь.
  • …Верно, Шура?
  • Вы произошли не от обезьяны, как все остальные граждане, вы произошли от коровы.
  • Вы что-то делали там на полу? Делили деньги?
  • Графиня изменившимся лицом бежит пруду.
  • Грузите апельсины бочками братья Карамазовы
  • Командовать парадом буду я!
  • Кстати, о детстве. В детстве таких, как вы, я убивал на месте. Из рогатки.
  • Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку?
  • Может быть, мы именно хотим эх-прокатиться?
  • …На блюдечке с голубой каёмочкой.
  • Не делайте из еды культа.
  • Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не получилось. Придётся переквалифицироваться в управдомы.
  • Нет, это не Рио-де-Жанейро, это гораздо хуже.
  • Нет, я не буду душить его подушкой или бить по голове воронным наганом…
  • Неужели не узнаете? А между тем многие находят, что я поразительно похож на своего отца.
  • Оригинальная конструкция, заря автомобилизма. Видите, Балаганов, что можно сделать из простой швейной машины Зингера? Небольшое приспособление — и получилась прелестная колхозная сноповязалка.
  • Прах покойного был вынесен на руках близкими и друзьями.
  • Только не надо стрелять в люстру, это лишнее.
  • Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству!
  • Храм спаса на картошке.
  • Что, разве геноссе Полыхаев еще не приходил? Странно.
  • Широкие массы миллиардеров знакомятся с бытом новой, советской деревни.
  • Шура, голубчик, восстановите статус-кво!
  • Я не протягиваю лапу за кислым исполкомовским рублём.
  • Я сын лейтенанта Шмидта.
  • Я хочу отсюда уехать. У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу

Остап бендер день рождения

Владимир Ильичев: «Однажды, для очень уважаемой персоны из «Сбербанка» меня попросили написать сценарий на тему «Остапа Бендера», как прототипа Юбиляра, которому исполнялась круглая дата…

Дело в том, что образ «Остапа» (даже при самых мрачных прогнозах) беспроигрышный. И эксплуатировать его можно сколько угодно! Мне повезло с первого раза.

Юбиляр остался довольным. Он сам сыграл роль Остапа и был счастлив тем, как у него это получилось!»

Улица:

«Киса» — у входа в ресторан навязчиво просит у подъезжающих гостей милостыню со словами «Подайте Христа ради предводителю…»

При входе в помещение под плакатом «торг здесь неуместен».

«Инкассаторши» с бейджами названия банка продают билеты на юбилей (со скидками) 10 руб. за шт.

Холл:

В холле звучат мелодии из к.ф. «12 стульев» в исполнении джаз-бэнда.

Несколько пар танцоров танцуют ретро танцы.

Стены холла увешены плакатами:

«Ударим Юбилеем по бездорожью разгильдяйства».

«Все на борьбу с коррупцией»

«Места под солнцем распределяются в тени. »

«Раз вы пришли, то торопиться некуда!

За Вами придут…»

«Ешьте столько, сколько унесете»

«Жизнь диктует свои доходы, но руки у нас длинные »

На уровне (высоты) этих плакатов на одной из стен холла размещена карта СССР, где отмечен (красной тушью с указанием дат) путь юбиляра («Я помню как все начиналось»).

От места рождения — и до Москвы! Каждый город иллюстрируется фотографиями именинника, родных и близких друзей (фотографиями разных лет).

На другой стене размещается плакат праздничного меню/

Водка «Старгородская»

Селедка «Вчерашняя»

Баранки «От кисы».

и другие ресторанные деликатесы...

Под этим плакатом накрыты фуршетные столы, стилизованные под меню времен Остапа — старая посуда, граненые стаканы, тарелки с баранками, самовар с сапогом, варенье, черный хлеб с селедкой, картошка в мундире, водочка, огурчики, помидорчики, чеснок и т.д.

В холле (под лозунгом «играйте в шахматы! Ходите матом!»)

Устраивается сеанс одновременной игры в шахматы (на нескольких досках) на приз именинника!

Двое аниматоров пилят гирю, предлагая гостям принять участие в этом процессе…

Друзья именинника расписываются в книге Почетных гостей

«Потомки Остапа»…

Тут же с гостями праздничного вечера проходит фото сессия на фоне узнаваемых персонажей из романа «12 стульев»!

(В холле установлены картонные образы героев известного романа в человеческий рост с отверстием для лица)

Единственный «живой» персонаж на этом вернисаже – «Паниковский» с живым гусем!

Он позирует и предлагает гостям подержать гуся в руках с репликой: «подержите пожалуйста гуся, а я вам расскажу историю, кем Паниковский был до революции!».

При входе в банкетный зал мадам Грицацуева от имени «Остапа» раздает гостям шелковые белые шарфы или («Юбилейные») фуражки.

Художник – шаржист рисует экспресс-портреты гостей юбиляра.

Приглашение гостей в зал символизируется 3- им звонком!…

Зал:

На сцене как элемент декорации лозунг (с фото юбиляра по центру): « Командовать парадом – буду я!»

После рассадки гостей, согласно приобретенным при входе билетам, зал погружается в темноту.

Начало фильма. Титры. Ток шоу с именинником в формате ТВ – версии.

Пролог.

.Голос за кадром с текстом об имениннике в стиле Ильфа и Петрова.

Затем, пролог переходит в интервью…

«12 вопросов о главном»

На экране возникает образ именинника, отвечающего на вопросы тележурналиста.

Например, «К какому жанру вы можете отнести историю своей жизни?».

Юбиляр рассуждает на эту тему, дает краткие сентенции, описывает разные ситуации из жизни.

И как элемент неожиданности, параллельно на экране возникает образ Остапа Бендера в нарезках из разных фильмов, который как бы комментирует текст, высказанный юбиляром.

После заключительного вопроса, связанного с деловой биографией именинника, на экране возникают кадры различных объектов (строительных и социальных), к которым юбиляр имел непосредственное отношение. Раскрывается значительность личности через конкретные дела. Это ток шоу завершается крылатой фразой Остапа «Толи еще будет! Заседание продолжается…»

На сцене ярко вспыхивает свет. Из-за кулис под вступительные аккорды песни «Белеет мой парус такой одинокий» выходит именинник в стилизованном (под ретро) костюме и начинает петь вышеупомянутую песню. Во время песни на сцене танцует данс группа (так же в стилизованных костюмах).

По окончании песни юбиляр зачитывает (в лучших традициях Остапа) обращение «К потомкам». Его выступление заканчивается фразой «Лед тронулся!»

Живой оркестр на сцене торжественно отбивает каждый фрагмент вечера для усиления постановочных акцентов: толи это будет неожиданное появление новых героев вечера или произнесение праздничных тостов.

После обращения именинник приглашает на сцену ведущих вечера и представляет гостям Шуру Балаганова и Зосю Синицину.

Официальная часть

Шура и Зося представляются и благодарят именинника за обращение «К потомкам». А затем, приглашают на сцену представителя Госструктуры для зачтения Правительственной телеграммы. После зачтения телеграммы именинник говорит пламенные слова в адрес всех собравшихся и под бурные аплодисменты спускается со сцены в зал. Точка поздравительной площадки перемещается ближе к застолью.

С мест (не выходя на сцену) в адрес юбиляра звучат частные поздравления от тех персон, с кем юбиляр до сих пор трудится и поддерживает отношения. Эти поздравления перебиваются импровизированными номерами гостей (например, чтением стихов или др. номерами).

Концертная часть.

Зося и Шура оповещают собравшихся об открытии концертной программы, представляя всеобщему вниманию выступление женского хора (составленного из сотрудниц банка)… с песней «Шаланды полные кефали. »

Таким образом, через песни приглашенных артистов ведущие выстраивают биографическую логику линии жизни именинника с перебивками для тостов (согласно утв. Спискам. Гостей, соблюдая очередность и родственную близость).

Исполнение любимых песен именинника и их редактура по временным орбитам целиком ляжет на анс. «Чебатуха», который будет цементировать стройность юбилейной программы вечера.

Естественно, что литературные подводки к этим песням (из уст ведущих) будут сохранять стилистику реплик из Великих произведений Ильфа и Петрова.

Например, песни молодости именинника будут представлены группой «Самоцветы», которая исполнит «Мой адрес Советский Союз…»

Эту песню подхватывают друзья молодости юбиляра, которые вместе с «самоцветами» поют бессмертный шлягер.

После исполнения – коллективный тост, поздравления от друзей детства…

Точно так же через песни будут представлены блоки коллег по работе в разные времена. друзей семьи именинника и близких родственников.

Концертные отделения будут разбиваться специальными конкурсами на приз мадам Грицацуевой (конкурс на лучшее исполнение ретро танца), и на приз Паниковского ( все таки до революции Паниковский был «слепым»! Конкурсанты с завязанными глазами точно должны найти и описать близкого человека среди пяти подставных персон)

Кульминация вечера

Ведущие объявляют в зале о том , что драгоценности , о которых так мечтал Остап, не найдены…! Существует 13 стул!…

Всегда, когда мечта довлеет над сознанием – обязательно в судьбе каждого человека выпадает свой случай!

Ассистенты ведущих выносят на сцену 13 (непронумерованных) стульев и устанавливают их в разном порядке.

Каждому сидящему в зале предоставляется возможность поучаствовать в этой истории. Они приобретают на конкурсной основе лоты, чтобы угадать в каком из стульев спрятаны драгоценности!

Обладателю лота дается только одна возможность назвать номер стула.

Назвав номер, участник конкурса выходит на сцену и публично обыскивает стул…)

Если участник не угадал, то остается на сцене и садится на этот стул. Итак, продолжается до тех пор, пока не найдется 13 стул…

Приз? Дорогой набор фужеров от юбиляра с бутылкой дорогого юбилейного вина.

Именинник вручает приз победителю. Фото на добрую память с лауреатами (поисковиками Драгоценностей). Исполнение общей песни.

Танцевальная программа.

Открывает танцевальную программу четыре пары балльников . В первом туре вальса они демонстрируют мастерство, а во втором – приглашают на танец гостей вечера.

Таким образом, разогревают публику и задают тональность веселья.

Ведущие объявляют о конкурсе красоты «Любовь нечаянно нагрянет»! перечисляют различные номинации, по которым они вместе с юбиляром будут определять самую, самую… («кому и кобыла невеста»).

Участницы формируются из числа гостей…

Проходят по предполагаемому подиуму…

Ведущий комментирует выход каждой участницы…

В заключительном туре каждая участница должна очаровать именинника за 60 секунд.

Ровно столько времени отводится женщинам и девушкам на исполнение танца с именинником!

Латино, твист, танго, вальс, рок-н ролл… и т.д.

В заключение конкурса — раздача призов дамам из рук юбиляра!

В честь юбиляра и победительницы поет Л. Лютвинский (солист гр. «Белый Орел»).

Песня « Потому что нельзя быть красивой такой»

Коллективное фото на память с уч. конкурса!

Финальная часть.

Юбиляр поднимает тост за всех пришедших гостей на его праздник!… Затем приглашает их пройти на выход, чтобы полюбоваться на праздничным фейерверком.

Автор сценария: Владимир Ильичев

Остап Бендер: биография, происхождение, цитаты

Кто не знает Остапа Бендера, «великого комбинатора» и «сына лейтенанта Шмидта»? Наверняка каждый человек смотрел легендарные фильмы «12 стульев» и «Золотой теленок», снятые по одноименным романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Остап Бендер является главным действующим лицом этих экранизаций и произведений. Его по праву можно назвать одним из самых ярких и запоминающихся героев русской литературы. Каждая его фраза – шедевр! Он умный, хитрый, сообразительный, обаятельный, находчивый. Самая большая страсть Остапа – это деньги. Он постоянно стремится добыть их любой ценой.

Остап Бендер: годы детства и юности

Полное имя главного героя романа «12 стульев» — Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. Именно так он представился в этом романе. Однако в произведении «Золотой теленок», написанном И. Ильфом и Е. Петровым позднее, он называет себя Бендер-Задунайский. Происхождение Остапа Бендера сложно установить достоверно, но по некоторым его фразам можно понять, что в детстве он проживал в Миргороде и Херсоне. Также он говорит о том, что отсидел срок в Таганской тюрьме, однако после выхода оттуда старается «чтить уголовный кодекс». Кроме этого, он утверждает, что является сыном турецко-подданного. Известно, что Остап учился в частной гимназии.

«12 стульев»

Биография Остапа Бендера подробно не описана ни в одном произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В романе «12 стульев» он предстает перед читателями как «молодой человек лет 28». Он появляется в Старгороде, где знакомится с Ипполитом Матвеевичем, собравшимся на поиски бриллиантов покойной тещи. Остап тут же чувствует запах наживы, поэтому навязывается в партнеры к Воробьянинову. Бендер безумно любит деньги, ради них он готов пойти на любую аферу. В романе «12 стульев» описывается его женитьба на вдове Грицацуевой. Он пошел на это только ради того, чтобы заполучить стул, в котором, возможно, были спрятаны сокровища. Однако бриллиантов там не оказалось, и Остап вместе с Ипполитом Матвеевичем отправляются на поиски новых приключений. В Старгороде великий комбинатор создает «Союз меча и орала» и собирает деньги с местных влиятельных людей. Все средства идут в личный карман мошенника, однако членам организации он намекает на «святую цель». В конце романа Воробьянинов перерезает Остапу горло, но герой не погибает.

«Золотой теленок»

В романе «Золотой теленок» Остап Бендер предстает перед читателями как человек со своими мечтами, слабостями и переживаниями. В «12 стульях» образ героя схематичен, а здесь более полно отражается его внутренний мир. И снова он придумывает самые разные аферы: выдает себя за сына лейтенанта Шмидта, продает рецепт производства пшеничного самогона и так далее.

Самая главная его мечта – завладеть деньгами подпольного миллионера Корейко. Бендер добивается этого всеми способами, и в итоге ему это удается. В конце романа он пытается перейти через румынскую границу, но пограничники обворовывают его. Однако Остап Бендер остается жив, и этот эпилог дарит надежду на то, что появится продолжение истории об этом обаятельном авантюристе. Известно, что Илья Ильф и Евгений Петров планировали написать еще один роман под названием «Подлец», но этому не суждено было сбыться.

Цитаты

Почти каждая цитата Остапа Бендера неповторима. Его выражения в народе стали крылатыми. Вот лишь некоторые из них:

  • «Знойная женщина – мечта поэта».
  • «Что вы на меня смотрите, как солдат на вошь».
  • «Дышите глубже: вы взволнованы».
  • «…Без уголовщины. Кодекс мы должны чтить!»
  • «Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень!»
  • «Хрустальная мечта моего детства».
  • «Командовать парадом буду я!»
  • «Заграница нам поможет».

Кажется, что цитировать Остапа Бендера можно бесконечно. Стоит отметить, что романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова так и пестрят смешными фразами. Крылатые выражения, которые полюбились всем читателям, принадлежат не только Остапу Бендеру. Почти все герои романов «12 стульев» и «Золотой теленок» говорят что-то забавное и запоминающееся.

Аферы и махинации

Остап Бендер знает, как поступить в любой ситуации. Он может найти выход из любого положения и войти в доверие к каждому. Книги о нем заряжают читателей позитивом, а его фразы и поступки неизменно вызывают улыбку. Чего только стоит ситуация, когда он представился художником, чтобы попасть на теплоход, а в итоге оказалось, что рисовать он совершенно не умеет. Попав в Васюки, Остап врет, что он всемирно известный шахматист, но проигрывает все партии и вынужден спасаться бегством от разъяренных жителей этого городка. В романе «Золотой теленок» он представляется командором большого автопробега, а также продает технологию изготовления самогона американским туристам.

Внешность и возраст

Остап Бендер – красивый и видный мужчина. Он очень обаятелен, поэтому нравится всем женщинам без исключения. Он легко входит в доверие к людям, представляется совершенно другим человеком (милиционером, пожарным инспектором), но ему все сходит с рук. Остап при других обстоятельствах мог бы добиться больших успехов, сделать карьеру, но он всю свою энергию направляет на сомнительные дела, обман и махинации. В романе «12 стульев» герою около 28 лет, а в «Золотом теленке» — 33 года. Он не имеет знатного происхождения, но очень умен и хитер. Остап – несомненный лидер в любом обществе. Люди готовы идти за ним хоть на край света.

Ежегодный фестиваль «Бендериада»

Мало кто знает, но город Васюки, описанный в романе «12 стульев», реально существует. По крайней мере, жители маленького городка Козьмодемьянска, расположенного на правом берегу Волги, считают, что именно там состоялся легендарный шахматный турнир, в котором Остап позорно проиграл все партии. Ежегодно в этом городе проводится развлекательный фестиваль под названием «Бендериада», насыщенный веселыми конкурсами, а также выступлениями танцевальных и музыкальных коллективов.

Во время фестиваля жители и гости Козьмодемьянска могут принять участие в самом настоящем шахматном турнире, поиграть в пляжный волейбол, покушать вкусный шашлык и даже купить стул на аукционе (всего их продают 12, а в одном из них спрятан бриллиант). В городе часто останавливаются большие круизные теплоходы, а туристы выходят и осматривают местные достопримечательности. Во время «Бендериады» приезжих особенно много, ведь этот фестиваль привлекает гостей со всей страны.

Остап Бендер в кино

По романам Ильи Ильфа и Евгения Петрова было снято множество сериалов и фильмов, причем не только в России, но и за рубежом. Самым первым Остапом в кино стал Сергей Юрский, снявшийся в фильме «Золотой теленок» в 1968 году. Одна из лучших картин о Бендере была снята Леонидом Гайдаем в 1971 году. Роль великого комбинатора в ней исполнил Арчил Гомиашвили, возраст которого не соответствовал возрасту Остапа в романе «12 стульев». Однако большинство телезрителей считает именно эту картину самой удачной из всех, которые были сняты о Бендере. Также пользуется популярностью фильм-мюзикл «12 стульев» от режиссера Марка Захарова. Остапа в нем сыграл неподражаемый Андрей Миронов.

В 2006 году на экраны вышел сериал «Золотой теленок», состоявший из 8 серий. Главную роль в нем сыграл Олег Меньшиков. По мнению критиков, Остап, сыгранный им, получился самым неудачным из всех.

Музеи и памятники

Памятники Остапу Бендеру установлены во многих городах, среди которых: Екатеринбург, Чебоксары, Одесса, Харьков, Пятигорск, Крымск. В Санкт-Петербурге в 2000 году также появился памятник великому комбинатору.

Бронзовый Остап сразу же бросается в глаза прохожим. На его голове красуется неизменная фуражка, а на шее – шарф. Среди жителей Санкт-Петербурга даже существует традиция: для того чтобы все сложилось удачно, нужно потереть Бендеру нос.

В городе Козьмодемьянске (прототипе Васюков) находится посвященный Остапу Бендеру «Музей сатиры и юмора».

Находится он по адресу: улица Советская, дом 8. В музее можно увидеть много интересного, в том числе портреты и фото Остапа Бендера, его цитаты, предметы, связанные с ним, скульптуры, старинный автомобиль. Туристы, побывавшие там, утверждают, что получили множество положительных эмоций. В музее царит очень уютная и позитивная атмосфера.

Заключение

Романы об Остапе Бендере написаны много десятилетий назад, однако и на сегодняшний день он остается одним из самых популярных литературных персонажей. Книги о его махинациях читают с огромным удовольствием. А фильмы, в которых Остапа играли известнейшие актеры (Андрей Миронов, Арчил Гомиашвили, Сергей Юрский, Олег Меньшиков и другие), периодически транслируются на главных федеральных каналах. В принципе, его образ является отрицательным, ведь он – мошенник, лгун и обманщик. Однако, несмотря на эти существенные негативные стороны, Остап Бендер остается любимым героем многих поколений.

Где нашел свои миллионы первый советский Остап Бендер

Казалось, судьба создала Арчила Гомиашвили именно для этой роли, которая стала одновременно его счастьем и проклятием

«12 стульев». 1971 год. Кадр из фильма

Он сыграл в тридцати фильмах, но запомнился только одной ролью – Остапа Бендера в «12 стульях» Леонида Гайдая. Его называли баловнем судьбы, но Арчил Гомиашвили считал эту роль проклятием. 23 марта 1926 года родился любимый актер, сумевший осуществить мечту своего героя. Но все, кто знали Гомиашвили близко, считали, что он был намного интереснее, талантливее, сообразительнее и удачливее Остапа Бендера.

«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»

В юности Арчил Гомиашвили был бесшабашным хулиганом. Он часто дрался, за что постоянно попадал в милицию. Но при этом учился в тбилисском техникуме при Академии художеств. Он был талантливым художником.

Не удивительно, что его заметил Георгий Товстоногов и пригласил оформить постановку в Тбилисском театре имени Грибоедова. Потом режиссер предложил харизматичному парню роль в своем спектакле. Так судьба Гомиашвили круто изменилась.

Правда, актерская судьба началась с судимости. Он вместе с другом срезал кожу с кресел в зрительном зале театра и продал сапожнику. В результате отсидел два года. После войны Товстоногов уехал из Тбилиси в Москву. Гомиашвили отправился за ним, поступил в Школу-студию МХАТ. Но диплом не получил. На последнем курсе он участвовал в драке, из-за которой чуть не угодил в тюрьму.

Чтобы опять не оказаться на скамье подсудимых, Арчил вернулся в Тбилиси, а в 58-м переехал в грузинский портовый город Поти. Интересно, что именно там актер впервые примерил на себе образ великого комбинатора. Он поставил спектакль по мотивам «Золотого теленка» «Похождения Остапа Бендера», в котором играл всех героев, в том числе Зосю Синицкую. Целых 13 лет артист ездил со своим спектаклем, и не только по Грузии.

«Что же вы на меня смотрите, как солдат на вошь? Обалдели от счастья?»

В начале 1970 года Гайдай начал поиски главного героя в свой фильм «12 стульев». Он просмотрел более 100 актеров, 23 из которых ему более-менее понравились. Все звезды советского кинематографа примерили знаменитую белую фуражку Остапа: Лазарев, Борисов, Губенко, Мишулин, Басов, Евстигнеев, Гафт, Баталов, Ширвинд, Каневский, Козаков и многие другие. Режиссер решил снимать Владимира Высоцкого, но к началу съемок, которые были намечены на март, артист ушел в запой.

Пришлось Гайдаю в срочном порядке менять исполнителя. На этот раз выбор пал на Александра Белявского (будущего Фокса из «Место встречи изменить нельзя»). Но Белявский и Филиппов не смотрелись вместе в кадре. Пришлось переносить съемки на середину апреля и в срочном порядке искать актера. И тут кто-то рассказал Леониду Иовичу, что уже много лет на сцене успешно играет Бендера неизвестный грузинский актер.

Гайдай в срочном порядке разыскал Арчила и вызвал его на пробы, которые прошли успешно. Однако худсовету не понравилось, что великий комбинатор стал грузином. Пришлось режиссеру убеждать, что отец Бендера был турецкоподданным, а мама могла быть кем угодно.

После выхода картины на экраны Гомиашвили стал всесоюзной звездой. Для него открывались все двери, даже министерские. Он ездил с гастролями, был востребованным. Перебрался с семьей в Москву. Ему дали квартиру, в которой когда-то жила дочка Сталина Светлана Аллилуева, в знаменитом Доме на набережной. Казалось, впереди столько ролей и творческих замыслов.

«Мы чужие на этом празднике жизни»

В 1973 году Гомиашвили пришел в Театра имени Ленинского комсомола, но тогда же главным режиссером театра стал Марк Захаров, который принялся строить будущий «Ленком». По словам Гомиашвили, режиссер загубил его театральную карьеру. Они были непримиримыми оппонентами. И Арчил был вынужден уйти.

Также он не мог забыть момента, когда принес Захарову сценарий мюзикла по «Золотому теленку». Режиссер сказал, что не интересуется творчеством Ильфа и Петрова. При этом сам уже снимал «12 стульев».

Гомиашвили сыграл Бендера в картине «Комедия давно минувших дней». 1980 год. Кадр из фильма

«Знойная женщина — мечта поэта»

В 1971 году Татьяна Лиознова начала подготовку к съемкам многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны». На роль Штирлица режиссер планировала взять Арчила Гомиашвили. У Татьяны Михайловны и Арчила Михайловича был в то время роман. Говорят, что влюбленные планировали даже пожениться.

Но в творческие планы, как всегда, вмешалось начальство. Лиозновой напомнили о Бендере, которого прекрасно воплотил на экране Гомиашвили, и посчитали, что зрители будут видеть в военной драме не разведчика, а хитроумного комбинатора. К тому же Вячеслав Тихонов пытался доказать всем, что роль Штирлица создана именно для него.

Давление на Лиознову оказывалось со всех сторон. А она не стала защищать Гомиашвили, и тот вспылил, обиделся и уехал в Грузию. По словам актера, только Григорий Иванович Бритиков, тогдашний директор киностудии имени Горького, прислал ему три телеграммы. Первая была с просьбой вернуться в Москву и приступить к работе. Вторая – с предложением роли Мюллера. И третья, в которой говорилось, что на роль Штирлица и Мюллера утверждены другие артисты, а Гомиашвили желают творческих успехов.

Памятник Остапу Бендеру в Чебоксарах. Источник: wikipedia

«Может быть, тебе ещё дать ключ от квартиры, где деньги лежат?»

Об актере ходит легенда, что он – первый советский миллионер, по крайней мере среди актеров. Оказывается, это правда. В свое время он очень хотел снять фильм по книге Майкла Филда «Америка глазами таксиста». Этот немецкий миллионер держал игровые залы по всей Западной, а потом объединенной Германии.

Как-то на гастролях Гомиашвили с ним познакомился и был поражен его судьбой. Когда-то Майкл приехал в Америку и оказался на самом дне – ковырялся в поисках еды на помойке. Это не сломало Филда и он сумел стать одним из воротил игорного бизнеса. Арчил захотел снять фильм об этом удивительном человеке.

Бизнесмен горячо поддержал идею и обещал профинансировать. Полтора года шла подготовка: был написан сценарий, подобраны актеры, найдены локации. Актер постоянно мотался между Берлином и Москвой, а Филд все тянул, находил причины отложить проект. После очередного отказа Арчил понял, что финансирования не будет.

В какой-то раз он летел на встречу с богатым партнером, понимая, что проект закроется. В отвратительном настроении актер зашел в казино. Он иногда играл в рулетку и всегда ставил на одно и то же число – день своего рождения – 23. И в этот раз поставил – и чудо! Раз за разом шарик попадал в ячейку под номером 23. В результате куш составил около 130 тысяч марок (в 1990 году курс марки к доллару был 1 марка – 0,62 доллара).

Деньги Гомиашвили решил пустить на съемки фильма. Артист пришел на встречу к бизнесмену и уже был готов к отказу в финансировании. Так и случилось. Но Майкл Филд хотел сделать грузину подарок за потраченное время и проведенную работу. И Гомиашвили стал владельцем 10 игровых залов в Германии.

Артист с головой окунулся в бизнес. А через несколько месяцев сложил в пакет 500 тысяч марок и отправился к своему щедрому другу. Таким образом он хотел отблагодарить Филда. Тот был шокирован поступком Арчила и произнес: «Дороже денег твое внимание и благодарность. Сделаем вид, что деньги я взял».

Актер сыграл Сталина в 5 фильмах. «Государственная граница». 1986. Кадр из фильма

«Считаю вечер воспоминаний закрытым»

В Германии Гомиашвили прожил недолго. Заработав денег, он вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», который славился своей щедростью и гостеприимством. По словам жены артиста, Татьяны Федоровны, в первое время заведение не приносило прибыли, так как Арчил не брал деньги с дорогих гостей. А к нему приезжали артисты, спортсмены, политики и бизнесмены.

Актер проводил в своем «Золотом Остапе» круглые сутки. Настолько увлекся новым делом, что отказывался от съемок и театральных проектов. При этом не забывал помогать тем, кто нуждался. Например, платил стипендию студентам ВГИКа.

В 2004-м врачи поставили Гомиашвили страшный диагноз – рак легких. Родные актера рассказывали, что после вердикта докторов он молчал почти месяц. Арчил Михайлович боролся за жизнь, лечился, но не сумел одержать победу над страшной болезнью. Он умер в последний день весны 2005 года в возрасте 79 лет.

Могила артиста на Троекуровском кладбище. Источник: wikipedia

Читать еще:  День рождения праздник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector